По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Приказ Минздрава Республики Алтай от 06.02.2013 N 22 "Об утверждении ведомственной целевой программы Министерства здравоохранения Республики Алтай "Повышение квалификации медицинских кадров, устранение дефицита медицинских кадров и социальная поддержка медицинских работников на 2013 - 2017 годы"



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПРИКАЗ

от 6 февраля 2013 г. № 22

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ МИНИСТЕРСТВА
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ "ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ, УСТРАНЕНИЕ ДЕФИЦИТА МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ
И СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
НА 2013 - 2017 ГОДЫ"

В рамках реализации подпункта "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", в соответствии с Постановлением Правительства Республики Алтай от 26 сентября 2005 года № 174 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу Министерства здравоохранения Республики Алтай "Повышение квалификации медицинских кадров, устранение дефицита медицинских кадров и социальная поддержка медицинских работников на 2013 - 2017 годы" (далее - Программа).
2. Заместителю министра Сакашевой Е.В.:
1) обеспечить проведение мероприятий Программы;
2) ежегодно проводить анализ эффективности реализации Программы в соответствии с целевыми показателями.
3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра Сакашеву Е.В.

Министр здравоохранения
Республики Алтай
И.Э.ЯИМОВ





Утверждена
Приказом
Министерства здравоохранения
Республики Алтай
от 6 февраля 2013 г. № 22

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
"ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ, УСТРАНЕНИЕ
ДЕФИЦИТА МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА
МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ НА 2013 - 2017 ГОДЫ"

Паспорт целевой Программы ведомства


Наименование главного Министерство здравоохранения Республики
распорядителя средств Алтай
республиканского бюджета

Наименование Программы "Повышение квалификации медицинских кадров,
устранение дефицита медицинских кадров и
социальная поддержка медицинских работников
на 2013 - 2017 годы" (далее - Программа)

Должностное лицо, Приказом Министерства здравоохранения
утвердившее Программу (дата Республики Алтай от ________ 2013 г. № _____
утверждения) или
наименование и номер
соответствующего
нормативного акта

Цели и задачи Целью Программы является повышение
квалификации медицинских кадров, устранение
дефицита медицинских кадров и социальная
поддержка медицинских работников, в том
числе:
совершенствование и перспективное развитие
обеспеченности региональной системы
здравоохранения медицинскими кадрами;
поэтапное устранение дефицита медицинских
кадров, а также регионального кадрового
дисбаланса;
обеспечение притока в учреждения
здравоохранения врачей и среднего
медицинского персонала, позволяющего
восполнять естественную убыль;
планирование подготовки и трудоустройства
медицинских работников с использованием
современных технологий кадрового
менеджмента, эффективных мотивационных
механизмов, позволяющих обеспечить
медицинские организации квалифицированными
кадрами, способными улучшить качество
оказания медицинской помощи населению;
решение социальных вопросов медицинских
работников в целях повышения доступности и
качества оказываемой медицинской помощи.
Повышение престижа профессии медицинского
работника
Задачами Программы являются:
организация кадрового обеспечения
здравоохранения и совершенствования
планирования численности и структуры, в том
числе формирование системы управления
кадровым потенциалом здравоохранения в
Республике Алтай с учетом структуры
региональной потребности в медицинских
кадрах, их оптимального размещения и
эффективного использования и достижение
полноты укомплектованности медицинских
организаций медицинскими работниками;
организация социальной поддержки медицинских
работников и обеспечение повышения престижа
профессии врача и среднего медицинского
работника, и обеспечение социальной защиты,
повышения качества жизни медицинских
работников на основе приведения оплаты труда
в соответствие с объемами, сложностью и
эффективностью оказания медицинской помощи;
обеспечение повышения качества подготовки и
уровня квалификации медицинских кадров, в
том числе создание условий для планомерного
роста профессионального уровня знаний и
умений медицинских работников

Целевые индикаторы и Кадровое обеспечение здравоохранения.
показатели Индикаторы совершенствования планирования
численности и структуры:
обеспеченность населения врачами на 10 тыс.
населения;
обеспеченность населения средними
медицинскими работниками на 10 тыс.
населения;
обеспеченность средним медицинским
персоналом сельского населения на 10 тыс.
населения;
соотношение врачей и средних медицинских
работников;
обеспеченность врачами клинических
специальностей;
укомплектованность штатных должностей
медицинских организаций, оказывающих
населению амбулаторную помощь
(самостоятельных и входящих в состав
больничных), врачами (физическими лицами)
при коэффициенте совместительства не более
1,3;
укомплектованность штатных должностей
медицинских организаций средним медицинским
персоналом (физическими лицами),
оказывающими первичную медико-санитарную
помощь;
темп прироста численности врачей по
дефицитным специальностям;
укомплектованность
амбулаторно-поликлинического звена
медицинскими кадрами.
Социальная поддержка медицинских работников.
Повышение престижа профессии врача и
среднего медицинского работника:
доля врачей и средних медицинских
работников, получивших жилье, из нуждающихся
в улучшении условий;
доля врачей и средних медицинских
работников, обеспеченных жильем;
доля врачей и средних медицинских
работников, получивших квартиры на основе
льготного кредитования;
доля врачей и средних медицинских
работников, получивших земельные участки для
индивидуального жилищного строительства;
доля муниципальных образований, оказывающих
меры социальной поддержки медицинским
работникам, из общего числа;
доля медицинских организаций, перешедших на
"эффективный контракт" с работниками;
число мероприятий по повышению престижа
профессии, проводимых в республике;
число врачей, привлеченных на работу.
Повышение качества подготовки и уровня
квалификации медицинских кадров:
количество врачей, прошедших обучение по
программам дополнительного профессионального
образования в учреждениях высшего и
дополнительного профессионального
образования;
количество подготовленных специалистов по
программам послевузовского медицинского и
фармацевтического образования в учреждениях
высшего и дополнительного профессионального
образования;
количество специалистов со средним
медицинским и фармацевтическим образованием,
прошедших обучение по программам
дополнительного профессионального
образования;
число абитуриентов, направленных на целевую
подготовку по программам высшего и среднего
профессионального образования;
число бюджетных и внебюджетных мест в
образовательных учреждениях среднего
профессионального образования;
доля врачей, работающих в учреждениях
здравоохранения, имеющих квалификационные
категории;
доля средних медицинских работников,
работающих в учреждениях здравоохранения,
имеющих квалификационную категорию;
доля аккредитованных специалистов

Характеристика программных Создание условий для непрерывного обучения
мероприятий медицинского персонала (наличие сети
Интернет, электронных пособий,
справочников);
мониторинг кадрового состава
здравоохранения, ведение регионального
сегмента Федерального регистра медицинских
работников, ведение электронной базы
вакансий;
формирование и расширение системы
материальных и моральных стимулов
медицинских работников (решение
социально-бытовых вопросов, содействие
профессиональному росту через
переподготовку, обучение в ординатуре,
аспирантуре)

Сроки реализации 2013 - 2017 годы

Объемы и источники Общий объем финансирования осуществляется за
финансирования счет средств республиканского бюджета и
средств Территориального фонда обязательного
медицинского страхования и в целом
составляет 117499,9 тыс. рублей
источник финансирования за счет средств
республиканского бюджета Республики Алтай
составляет 10000, 0 тыс. рублей:
2013 год - 2000,0 тыс. рублей;
2014 год - 2000,0 тыс. рублей;
2015 год - 2000,0 тыс. рублей;
2016 год - 2000,0 тыс. рублей;
2017 год - 2000,0 тыс. рублей.
в том числе (предполагаемые) средства
Территориального фонда обязательного
медицинского страхования Республики Алтай и
в целом составляют 107499,9 тыс. рублей:
2013 год - 38547,3 тыс. рублей;
2014 год - 17330,7 тыс. рублей;
2015 год - 17029,9 тыс. рублей;
2016 год - 18502,8 тыс. рублей;
2017 год - 16089,2 тыс. рублей

Ожидаемые конечные Сохранение и развитие кадрового потенциала
результаты реализации системы здравоохранения;
Программы и показатели расширение возможностей повышения
социально-экономической квалификации медицинских работников;
эффективности повышение и достижение укомплектованности
врачами и средними медицинскими работниками
амбулаторно-поликлинического звена;
обеспечение населения врачами
специальностей, по профилю которых
регистрируется наиболее высокая частота
распространения болезней;
изменение системы оплаты труда медицинских
работников, стимулирующей улучшение
количественных и качественных показателей их
деятельности, профессиональный рост;
переход медицинских организаций на
"эффективный контракт";
формирование реально обеспеченного перечня
моральных и материальных мотиваций для
работы


I. Характеристика проблемы

Эффективное функционирование и перспективное развитие здравоохранения обеспечивается кадровыми ресурсами. Подготовка кадров медицинских работников и укомплектование лечебных учреждений квалифицированными специалистами является одним из основных направлений в работе Министерства здравоохранения Республики Алтай.
В последние годы принимаются существенные меры по сохранению и развитию кадрового потенциала, повышению его профессионального уровня, оптимизации численности и состава. Совершенствуется система подготовки врачей для лечебных учреждений на основе целевых заказов, проводится аттестация, сертификация специалистов. Несмотря на экономические сложности, медицинские работники проходят обучение на циклах специализации общего и тематического усовершенствования. И вместе с тем, остаются нерешенными многие проблемы в области кадровой политики.
Планирование численности и структуры кадров здравоохранения проводится в соответствии с Программой государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи, дифференцированными нормативами потребности в различных видах медицинской помощи с учетом организации работы и размещения сети медицинских учреждений, на основании перспективного прогноза потребностей населения с учетом демографической ситуации и динамики здоровья населения, прогноза естественного движения кадров, характера миграционных процессов.
По состоянию на 1 января 2012 года в системе здравоохранения Республики Алтай работает 757 врачей, из которых 327 работают в лечебных учреждениях, расположенных в сельской местности; 2600 специалистов со средним профессиональным медицинским образованием, из которых 1488 работают в сельской местности.
Обеспеченность врачами на 10000 населения по состоянию на 01.01.2012 составила 36,7 на 10000 населения и по сравнению с аналогичным периодом 01.01.2007 увеличилась на 1,7 на 10000 населения.
Обеспеченность специалистами со средним профессиональным медицинским образованием по состоянию на 01.01.2012 составила 125,9 на 10 тыс. населения, по сравнению с аналогичным периодом на 01.01.2007 увеличение на 3,8 на 10000 населения.
Укомплектованность врачебных должностей по занятым должностям - 56%; должностей средних медицинских работников - 140,4%, коэффициент совместительства врачебных должностей - 1:5; должностей медицинских работников 1:2.
Укомплектованность врачами-терапевтами участковыми по занятым должностям - 96,2%, по физическим лицам - 88,5%, врачами-педиатрами участковыми по занятым должностям - 95,5%, по физическим лицам - 92,5%, врачами общей практики (семейными врачами) по занятым должностям - 78,9%, по физическим лицам - 78,9%. Коэффициент совместительства врачей первичного звена 1:1.

Укомплектованность медицинскими кадрами


2007 2008 2009 2010 2011
год год год год год

1. Врачи - всего 718 740 764 746 757

на 10 тысяч населения 35,0 35,7 36,5 35,4 36,7

2. Средние медицинские работники - 2508 2583 2584 2601 2600
всего

на 10 тысяч населения 122,1 124,7 123,5 123,4 125,9


Наличие сертификатов специалистов


Врачи Средний
медицинский
персонал

Сертификаты специалиста 718 2258

доля от общего количества 94,8 86,8

Квалификационные категории 314 929

доля от общего количества 41,5 35,7


Половозрастной состав специалистов с высшим профессиональным медицинским образованием, работающих в государственных учреждениях здравоохранения, следующий:
женщин - 556 человек;
мужчин - 201 человек.

Распределение медицинских работников по возрасту


Врачи

до 30 лет 31 - 40 лет 41 - 50 лет 51 - 60 лет старше 60
лет

16% 23,5% 22,3% 23,8% 13%

Средний медицинский персонал

до 30 лет 31 - 40 лет 41 - 50 лет 51 - 60 лет старше 60
лет

16,5% 26,3% 33,5% 21,4% 2,9%


В отрасли трудятся 16 кандидатов медицинских наук.
В 2012 году Министерством здравоохранения Республики Алтай по поручению Министерства здравоохранения Российской Федерации совместно с Центральным научно-исследовательским институтом организации здравоохранения и общественного здоровья (ЦНИИОИЗ) была рассчитана потребность во врачебных кадрах и дефицит по методикам, разработанным специалистами ЦНИИОИЗ. Дефицит врачей в республике согласно методике составляет: амбулаторно-поликлиническое звено - 228 человек, стационарная помощь - 17 человек.
Дефицит врачей в большей степени выражен по следующим специальностям: генетика, клиническая лабораторная диагностика, офтальмология, педиатрия, терапия, оториноларингология, неврология, ревматология, гастроэнтерология, клиническая фармакология, сурдология-оториноларингология, фтизиатрия.
Министерством здравоохранения Республики Алтай ежегодно осуществляется комплексный анализ кадрового потенциала отрасли, включающий в себя возрастную структуру медицинского персонала, движение медицинских кадров, профессиональную подготовку медицинских работников, а также потребность учреждений здравоохранения в квалифицированных медицинских кадрах:
1) В 2012 году повысили квалификацию 158 врачей, прошли обучение по программе профессиональной переподготовки в рамках Региональной программы модернизации здравоохранения - 20 врачей.
Повышение квалификации средних медицинских работников осуществляется на базе БОУ СПО "Медицинское училище". Повысили квалификацию в 2012 году 700 средних медицинских работников.
2) Средняя зарплата врачей составила 35272 тыс. рублей, среднего медицинского персонала - 15234 тыс. рублей, младшего медицинского персонала - 8016 тыс. рублей.
3) в рамках реализации Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Постановления Правительства Республики Алтай от 13 февраля 2012 года № 31 "Об утверждении Порядка предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт Республики Алтай из другого населенного пункта" всего прибыло в сельскую местность 96 врачей, единовременная выплата в размере 1 миллиона рублей предоставлена 96 врачам, прибывшим на работу в сельскую местность.
БУЗ РА "Майминская центральная районная больница" - 20 врачей по следующим специальностям: терапия (4), оториноларингология, фтизиатрия, педиатрия (3), стоматология (4), психиатрия;
БУЗ РА "Чемальская центральная районная больница" - 11 врачей по следующим специальностям: хирургия (2), оториноларингология, фтизиатрия, терапия (2), педиатрия, неврология.
БУЗ РА "Онгудайская центральная районная больница" - 13 врачей по следующим специальностям: терапия (2), стоматология (2), акушерство и гинекология, психиатрия, неврология.
БУЗ РА "Кош-Агачская центральная районная больница" - 7 врачей по следующим специальностям: рентгенология (2), ультразвуковая диагностика, терапия (2), неврология, педиатрия (2).
БУЗ РА "Улаганская центральная районная больница" - 4 врача по следующим специальностям: хирургия, терапия, клиническая лабораторная диагностика, рентгенология.
БУЗ РА "Шебалинская центральная районная больница" - 14 врачей по следующим специальностям: терапия (4), рентгенология, педиатрия, фтизиатрия, стоматология, анестезиология и реанимация, акушерство и гинекология (2), хирургия.
БУЗ РА "Усть-Канская центральная районная больница" - 7 врачей по следующим специальностям: терапия (2), педиатрия, хирургия (2), психиатрия.
БУЗ РА "Усть-Коксинская центральная районная больница" - 6 врачей по следующим специальностям: терапия (2), неврология, анестезиология и реанимация, педиатрия, офтальмология, фтизиатрия.
БУЗ РА "Чойская центральная районная больница" - 2 врача по специальностям: психиатрия, хирургия.
БУЗ РА "Турочакская центральная районная больница" - 8 врачей по следующим специальностям: урология, акушерство и гинекология, терапия, стоматология (2), педиатрия.
БУЗ РА "Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики" - 2 врача по специальности: педиатрия.
БУЗ РА "Акташская больница" - 2 врача по специальности: терапия, ультразвуковая диагностика.
В 2012 году кадровый дефицит наблюдается в амбулаторно-поликлиническом звене республиканских учреждений здравоохранения в связи с оттоком врачебных кадров в сельскую местность.
Медицинская профессия сохраняет свою популярность, конкурсы среди абитуриентов, поступающих в медицинские вузы, остаются стабильно высокими. В Республике Алтай осуществляется совместная работа с медицинскими вузами государственной по подготовке врачебных кадров для учреждений здравоохранения в рамках целевой контрактной подготовки. Подготовка специалистов в медицинских высших учебных заведениях проводится согласно ежегодно заключаемым договорам (абитуриент - высшее учебное заведение - работодатель) с включением в договоры условия об обязательной отработке выпускником медицинского вуза, получившим целевую подготовку, не менее 3 лет в лечебном учреждении в соответствии с целевым направлением.
Ежегодно выделяется 65 целевых мест для обучения в высших медицинских вузах БГОУ ВПО "Алтайский государственный медицинский университет", БГОУ ВПО "Сибирский государственный медицинский университет", БГОУ ВПО "Новосибирский государственный медицинский университет".
Направлено для прохождения послевузовского профессионального образования (интернатура, ординатура) 2010 год - 28, 2011 год - 38, 2012 - 52 выпускника медицинских вузов.
В целях преодоления сложившегося кадрового дефицита в последние годы предприняты существенные меры по сохранению и развитию кадрового потенциала отрасли здравоохранения, повышению его профессионального уровня, оптимизации численности и состава, привлечению и закреплению медицинских кадров в отрасли:
1) ежегодно проводятся Дни выпускника с участием руководителей учреждений здравоохранения;
2) сформирован банк вакансий специалистов с высшим и средним медицинским образованием в учреждениях здравоохранения Республики Алтай;
3) осуществляется целевая подготовка специалистов лечебных учреждений и выпускников медицинских вузов по программам послевузовского профессионального образования (интернатура, ординатура) за счет средств федерального бюджета с заключением четырехсторонних договоров, гарантирующих трудоустройство специалистов после окончания обучения в учреждения здравоохранения и обязательство специалиста проработать в учреждении не менее трех лет;
4) ежегодно более 60 медицинских работников награждаются различными ведомственными и государственными наградами Республики Алтай и Российской Федерации, отраслевыми наградами Министерства здравоохранения Республики Алтай. На Доску Почета муниципальных образований Республики Алтай ежегодно заносятся медицинские работники;
5) проводится Спартакиада медицинских работников "Здоровье", в которой принимают участие более 3500 человек;
6) проводится республиканский конкурс на звания "Лучший врач", "Лучший средний медицинский работник";
7) для молодых специалистов, пришедших на работу в учреждения здравоохранения после окончания высших и средних образовательных учреждений, проводится республиканский праздник "Посвящение в профессию" с привлечением руководителей учреждений здравоохранения, представителей медицинских трудовых династий;
8) проводятся смотры-конкурсы художественной самодеятельности среди работников учреждений здравоохранения "Весенняя капельница";
9) в тесном взаимодействии с Министерством здравоохранения Республики Алтай активно работают профессиональные общественные объединения "Ассоциация врачей Республики Алтай", "Ассоциация средних медицинских работников Республики Алтай".
Министерством здравоохранения Республики Алтай проводятся коллегии, съезд работников сельского здравоохранения, совещания по актуальным проблемам здравоохранения с привлечением ведущих специалистов ведущих клиник, вузов Российской Федерации, республиканские конференции, конкурсы профессионального мастерства, совместное рассмотрение вопросов на заседаниях коллегии Минздрава, внедрение новой системы оплаты труда, проведение мероприятий по охране труда в учреждениях и организациях здравоохранения.
Основная причина оттока медицинских работников из лечебных учреждений - трудности в приобретении жилья и предоставлении других социальных льгот.

Социальная мера поддержки медицинских работников (жилье)


Муниципальное образование 2008 2009 2010 2011 Всего

Горно-Алтайск 2 - 2 - 4

Майминский район - 2 - 1 3

Шебалинский район 3 3 4 4 14

Онгудайский район 2 3 3 6 14

Кош-Агачский район 1 - 1 2 4

Улаганский район - 1 1 1 3

Усть-Канский район 2 2 3 3 10

Усть-Коксинский район 2 - 2 3 7

Турочакский район - 1 1 1 3

Чойский район - 1 - 1 2

Чемальский район 1 - - 1 2

Итого 13 13 17 23 66


Учитывая социально-экономические трудности, проблемы в предоставлении жилья молодым специалистам, необходима целевая подготовка кадров в высших и средних медицинских учебных заведениях, особенно тех муниципальных районов, где наиболее остро ощущается нехватка медицинского персонала. С этой целью руководители лечебно-профилактических учреждений должны проводить профориентационную работу среди выпускников школ, молодежи (беседы, встречи, выступления в средствах массовой информации, проведение Дней открытых дверей в лечебных учреждениях) по отбору и целевым направлениям абитуриентов в медицинские образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования.
Необходимо шире внедрять в практику довузовскую подготовку старшеклассников - будущих абитуриентов с прохождением практики учащимися этих классов в лечебных учреждениях в качестве младшего медицинского персонала. Такая система углубленной теоретической подготовки старшеклассников с привитием им практических навыков медицинского работника позволит выявить наиболее способных абитуриентов, сделавших осознанный выбор своей будущей профессии.
Проводимые реформы в здравоохранении требуют принятия мер к формированию кадровой политики, позволяющей не только сохранить кадровый потенциал отрасли, но и качественно его изменить, подготовить к выполнению задач, предусматриваемых реформами, адаптировать к новым условиям функционирования рынка труда.
Проводимая в отрасли реструктуризация на основе развития первичной медико-санитарной помощи с внедрением общеврачебных практик, укрепление и расширение внебольничной помощи, повышение уровня специализированного обслуживания, сокращение и интенсификация коечного фонда требуют повышения эффективности работы действующего кадрового состава. В результате рациональной организации работы врача общей практики (семейного врача) одновременно улучшается организация работы других специалистов амбулаторно-поликлинического звена, так как они освобождаются от выполнения несвойственных им лечебно-диагностических процедур, профилактических и оздоровительных мероприятий, составляющих базовую подготовку врача на лечебном и педиатрическом факультетах высших учебных заведений.
Для этого необходимо:
1) организовать периодическое прохождение курсов усовершенствования каждым медицинским работником лечебно-профилактических учреждений;
2) организовать подготовку квалифицированных врачей-специалистов через целевую интернатуру, клиническую ординатуру и аспирантуру на клинических базах ведущих медицинских вузов, с учетом потребности лечебных учреждений.
Созданная система дополнительного профессионального образования обеспечивает возможность специалистам здравоохранения повышать свою квалификацию не реже одного раза в 5 лет.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации медицинских работников должны проводиться как на базах при медицинских высших учебных заведениях, так и на выездных курсах усовершенствования врачей согласно заключаемым договорам с факультетами усовершенствования врачей медицинских высших учебных заведений. Последипломная стажировка врачей участковых и районных больниц с целью освоения новых методик диагностики и лечения больных организована на базе республиканских лечебно-профилактических учреждений под руководством ведущих специалистов.
По итогам 2011 года отмечается основная положительная тенденция - улучшились показатели обеспеченности медицинскими кадрами в расчете на 10 тыс. населения; уменьшился коэффициент совместительства медицинских работников, в том числе работающих в первичном звене здравоохранения.
Данная Программа направлена на решение ряда вопросов по обеспечению учреждений здравоохранения области медицинскими кадрами, поддержанию их профессионального уровня, социальной поддержки.

II. Основные цели и задачи, сроки и этапы
реализации Программы

Целью Программы является повышение квалификации медицинских кадров, устранение дефицита медицинских кадров и социальная поддержка медицинских работников, в том числе:
Совершенствование и перспективное развитие обеспеченности региональной системы здравоохранения медицинскими кадрами.
Поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также регионального кадрового дисбаланса.
Обеспечение притока в учреждения здравоохранения врачей и среднего медицинского персонала, позволяющего восполнять естественную убыль.
Планирование подготовки и трудоустройства медицинских работников с использованием современных технологий кадрового менеджмента, эффективных мотивационных механизмов, позволяющих обеспечить медицинские организации квалифицированными кадрами, способными улучшить качество оказания медицинской помощи населению.
Решение социальных вопросов медицинских работников в целях повышения доступности и качества оказываемой медицинской помощи. Повышение престижа профессии медицинского работника.
Задачами Программы являются:
1. Организация кадрового обеспечения здравоохранения и совершенствования планирования численности и структуры, в том числе формирование системы управления кадровым потенциалом здравоохранения в Республике Алтай с учетом структуры региональной потребности в медицинских кадрах, их оптимального размещения и эффективного использования и достижение полноты укомплектованности медицинских организаций медицинскими работниками.
2. Организация социальной поддержки медицинских работников и обеспечение повышения престижа профессии врача и среднего медицинского работника, и обеспечение социальной защиты, повышения качества жизни медицинских работников на основе приведения оплаты труда в соответствие с объемами, сложностью и эффективностью оказания медицинской помощи.
3. Обеспечение повышения качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров, в том числе создание условий для планомерного роста профессионального уровня знаний и умений медицинских работников.
Реализацию Программы планируется осуществить в один этап за 2013 - 2017 годы.

III. Ожидаемые результаты реализации целевой Программы

В результате реализации программы, при выполнении всех запланированных мероприятий ожидается:
- сохранение и развитие кадрового потенциала системы здравоохранения;
- расширение возможностей повышения квалификации медицинских работников;
- повышение и достижение укомплектованности врачами и средними медицинскими работниками амбулаторно-поликлинического звена;
- обеспечение населения врачами специальностей, по профилю которых регистрируется наиболее высокая частота распространения болезней;
- изменение системы оплаты труда медицинских работников, стимулирующей улучшение количественных и качественных показателей их деятельности, профессиональный рост;
- переход медицинских организаций на "эффективный контракт";
- формирование реально обеспеченного перечня моральных и материальных мотиваций для работы.
Перечень ожидаемых результатов реализации целевой программы и целевые индикаторы приведен в приложении № 1 к настоящей Программе.

IV. Перечень программных мероприятий

Для решения поставленных в программе задач необходимо выполнение ряда мероприятий, требуется:
1) организовать периодическое прохождение курсов усовершенствования каждым медицинским работником лечебно-профилактических учреждений;
2) организовать подготовку квалифицированных врачей-специалистов через целевую интернатуру, клиническую ординатуру и аспирантуру на клинических базах ведущих медицинских вузов, с учетом потребности лечебных учреждений;
3) последипломная стажировка врачей участковых и районных больниц с целью освоения новых методик диагностики и лечения больных организована на базе республиканских лечебно-профилактических учреждений под руководством ведущих специалистов.
Перечень программных мероприятий приведен в приложении № 2 к настоящей Программе.

V. Описание социально-экономических последствий

При реализации данной программы и выполнении всех программных мероприятий удастся укомплектовать лечебные учреждения квалифицированными кадрами:
- обеспеченность врачами на 10 тыс. населения к 2017 году - 40,0
- обеспеченность средним медицинским персоналом к 2017 году - 122,7
- соотношение врачей и среднего медицинского персонала к 2017 году - 1:3,1
- обеспеченность врачами клинических специальностей на 10 тыс. населения к 2017 году - 29,8.

VI. Обоснование объемов и состава расходов бюджетных
средств, выделяемых из республиканского бюджета
на реализацию целевой Программы

Для реализации мероприятий Программы на 2013 - 2017 годы потребуется всего 117499,9 тыс. рублей, в том числе из средств республиканского бюджета Республики Алтай - 10000,0 тыс. рублей:
2013 год - 2000,0 тыс. рублей; 2014 год - 2000,0 тыс. рублей; 2015 год - 2000,0 тыс. рублей; 2016 год - 2000,0 тыс. рублей; 2017 год - 2000,0 тыс. рублей.
В том числе (предполагаемые) средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Алтай и в целом составляет 107499,9 тыс. рублей: 2013 год - 38547,3 тыс. рублей; 2014 год - 17330,7 тыс. рублей; 2015 год - 17029,9 тыс. рублей; 2016 год - 18502,8 тыс. рублей; 2017 год - 16089,2 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы носят прогнозный характер и могут уточняться при принятии Закона Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на очередной финансовый год и на плановый период.

VII. Механизм реализации Программы

Министерство здравоохранения Республики Алтай осуществляет реализацию Программы, обеспечивает своевременное использование выделенных денежных средств, исполнение мероприятий Программы, координирует деятельность участников Программы.
Министерство здравоохранения Республики Алтай с учетом финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы, и предварительных результатов выполнения мероприятий Программы уточняет указанные мероприятия, промежуточные сроки их реализации и объемы финансирования.
Фактический объем финансовых программных мероприятий ежегодно уточняется в зависимости от возможностей республиканского бюджета.
Отчеты о выполнении Программы направляются в Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай, Министерство финансов Республики Алтай ежегодно, не позднее 1 апреля, в составе первой части докладов о результатах и основных направлениях деятельности.
Контроль за ходом выполнения мероприятий Программы осуществляется Министерством здравоохранения Республики Алтай, Министерством экономического развития и инвестиций Республики Алтай, Министерством финансов Республики Алтай.





Приложение № 1
к ведомственной целевой программе
"Повышение квалификации медицинских
кадров, устранение дефицита
медицинских кадров и социальная
поддержка медицинских работников
на 2013 - 2017 годы"

ОЖИДАЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ


Наименование Единица Базовое Динамика целевых
индикатора измере- значение показателей по годам
ния (2012
г.) 2013 2014 2015 2016 2017

Кадровое обеспечение здравоохранения

Обеспеченность на 10 37,3 38,1 39,0 39,4 39,8 40,0
врачами тыс.
населения

Обеспеченность на 10 124,7 123,9 123,3 123,1 123 122,7
средним медицинским тыс.
персоналом населения

Обеспеченность на 10 16,7 18,0 18,6 18,8 19,0 19,1
врачами сельского тыс.
населения сельского
населения

Обеспеченность на 10 71,4 70,8 70,4 70,2 70,1 69,9
средним медицинским тыс.
персоналом сельского
сельского населения населения

Соотношение врачей 1:3,3 1:3,2 1:3,2 1:3,1 1:3,1 1:3,1
и среднего
медицинского
персонала

Обеспеченность на 10 27,0 28,2 28,7 29,2 29,6 29,8
врачами клинических тыс.
специальностей сельского
населения

Укомплектованность % 86,21 86,89 87,57 88,25 89,10 89,95
штатных должностей
медицинских
организаций,
оказывающих
населению
амбулаторную помощь
(самостоятельных и
входящих в состав
больничных),
врачами
(физическими
лицами) при
коэффициенте
совместительства не
более 1,3

Укомплектованность % 93,86 93,93 94,01 94,09 94,16 94,24
штатных должностей
медицинских
организаций,
оказывающих
населению
амбулаторную помощь
(самостоятельных и
входящих в состав
больничных)
сестринским
персоналом
(физическими
лицами) при
коэффициенте
совместительства не
более 1,5

Укомплектованность % 87,2 87,8 89,0 89,6 90,9 91,5
штатных должностей
медицинских
организаций врачами
(физическими
лицами),
оказывающими
первичную
медико-санитарную
помощь

Укомплектованность % 93,2 93,7 94,2 94,8 95,4 96,0
штатных должностей
медицинских
организаций средним
медицинским
персоналом
(физическими
лицами),
оказывающим
первичную
медико-санитарную
помощь

Темп прироста % 2,8 2,8 2,8 1,2 1,2 0,6
численности врачей
по особо
востребованным в
регионе
специальностям

Дефицит врачей в чел. 245 205 180 155 130 105
медицинских
организациях
субъекта Российской
Федерации, в том
числе

в медицинских чел. 228 191 168 146 130 105
организациях,
оказывающих
населению
амбулаторную помощь

в стационарных чел. 17 14 12 9 0 0
учреждениях

Дефицит средних чел. 45 35 25 15 5 0
медицинских
работников в
медицинских
организациях
субъекта Российской
Федерации, в том
числе

в медицинских чел. 45 35 25 15 5 0
организациях,
оказывающих
населению
амбулаторную помощь

Социальная поддержка медицинских работников. Повышение престижа профессии
врача и среднего медицинского работника

Доля врачей, % 1,2 1,2 1,2 1,2 1,2 1,2
получивших жилье,
из нуждающихся в
улучшении жилищных
условий

Доля средних % 4,0 4,2 4,5 4,5 5,0 5,0
медицинских
работников,
получивших жилье,
из нуждающихся в
улучшении жилищных
условий

Доля врачей, % 100 100 100 100 100 100
обеспеченных
жильем, из числа
врачей,
привлеченных в
субъект Российской
Федерации

Доля врачей, % 2,4 3,0 3,5 4,0 4,0 4,5
получивших квартиры
на основе льготного
кредитования, из
числа врачей,
нуждающихся в
улучшении жилищных
условий

Доля средних % 1,4 1,7 2,17 2,6 3,0 3,4
медработников,
получивших квартиры
на основе льготного
кредитования, из
числа средних
медработников,
нуждающихся в
улучшении жилищных
условий

Доля муниципальных % 11,5 11,5 11,5 11,5 11,5 11,5
образований,
оказывающих меры
социальной
поддержки
медицинским
работникам, из
общего их числа

Доля медицинских и % 19,2 23,0 23,0 30,7 30,7 30,7
фармацевтических
организаций,
перешедших на
"эффективный
контракт" <*> с
работниками

Число мероприятий абс. 8 8 8 8 8 8
по повышению число
престижа профессии,
проводимых на
уровне субъекта
Российской
Федерации

Число врачей, чел. 3 5 5 5 5 5
привлеченных на
работу в субъект
Российской
Федерации

Соотношение % 141,7 153,4 167,8 171 182,5 196,9
заработной платы
врачей и работников
медицинских
организаций
субъекта Российской
Федерации и
муниципальных
образований,
имеющих высшее
медицинское
(фармацевтическое)
или иное высшее
образование, к
средней заработной
плате по экономике
субъекта Российской
Федерации <**>

Соотношение % 83 83,5 84,7 84 89,2 90,3
заработной платы
среднего
медицинского
(фармацевтического)
персонала
медицинских
организаций
субъекта Российской
Федерации и
муниципальных
образований к
средней заработной
плате по экономике
субъекта Российской
Федерации <**>

Соотношение % 38,2 40,7 44,5 47,5 57,3 68,8
заработной платы
младшего
медицинского
персонала
(персонала,
обеспечивающего
условия для
предоставления
медицинских услуг)
медицинских
организаций
субъекта Российской
Федерации и
муниципальных
образований к
средней заработной
плате по экономике
субъекта Российской
Федерации <**>

Подготовка специалистов со средним и высшим медицинским и
фармацевтическим образованием. Повышение уровня квалификации медицинских
и фармацевтических работников

Количество врачей, чел. 135 140 165 220 220 250
прошедших обучение
по программам
дополнительного
медицинского и
фармацевтического
образования в
государственных
образовательных
учреждениях высшего
и дополнительного
профессионального
образования, в том
числе:

повышение чел. 115 125 150 205 205 235
квалификации

из них в чел. 135 140 165 220 220 250
образовательных
учреждениях,
подведомственных
Минздраву России

профессиональная чел. 20 15 15 15 15 15
переподготовка

из них в чел. 135 140 165 220 220 250
образовательных
учреждениях,
подведомственных
Минздраву России

Количество чел. 30 52 51 35 35 35
подготовленных
специалистов по
программам
послевузовского
медицинского и
фармацевтического
образования в
государственных
образовательных
учреждениях высшего
и дополнительного
профессионального
образования, в том
числе:

в интернатуре чел. 28 50 51 33 35 33

из них в чел. 30 50 51 33 35 35
образовательных
учреждениях,
подведомственных
Минздраву России

в ординатуре чел. 2 2 - 2 - 2

Специалистов со 650 700 700 700 700 700
средним медицинским
и фармацевтическим
образованием,
прошедших обучение
по программам
дополнительного
профессионального
образования в
образовательных
учреждениях
среднего и
дополнительного
профессионального
образования, в том
числе:

повышение чел. 635 690 650 650 650 650
квалификации

из них в чел. 650 700 700 700 700 700
образовательных
учреждениях,
подведомственных
Минздраву России

профессиональная чел. 15 10 5 5 5 5
переподготовка

из них в чел. 650 700 700 700 700 700
образовательных
учреждениях,
подведомственных
Минздраву России

Число лиц, чел. 117 116 100 100 100 100
направленных на
целевую подготовку,
в том числе:

по программам чел. 65 65 65 65 65 65
высшего
профессионального
образования

по программам чел. 52 51 35 35 35 35
послевузовского
(интернатура,
ординатура)
профессионального
образования

Доля медицинских и % 80 85 85 85 85 90
фармацевтических
специалистов,
обучавшихся в
рамках целевой
подготовки для нужд
субъекта Российской
Федерации,
трудоустроившихся
после завершения
обучения в
медицинские или
фармацевтические
организации системы
здравоохранения
субъекта Российской
Федерации, в том
числе:

врачи % 80 85 85 85 85 90

Число бюджетных абс. 200 200 200 200 200 200
мест в число
образовательных
учреждениях
среднего
профессионального
образования,
подведомственных
субъекту Российской
Федерации

Число внебюджетных абс. 50 25 25 25 50 25
мест в число
образовательных
учреждениях
среднего
профессионального
образования,
подведомственных
субъекту Российской
Федерации

Соотношение числа % 4 8 8 8 4 8
бюджетных и
внебюджетных мест в
образовательных
учреждениях
среднего
профессионального
образования,
подведомственных
субъекту Российской
Федерации

Число специалистов чел. 144 155 160 165 165 165
со средним
медицинским и
фармацевтическим
образованием,
окончивших
образовательные
учреждения среднего
профессионального
образования,
подведомственные
субъекту Российской
Федерации

Доля специалистов % 5,3 6,0 6,0 6,5 6,5 7,0
из числа
административно-
управленческого
персонала
организаций
государственной и
муниципальной
систем
здравоохранения по
вопросам
совершенствования
организации
управления
здравоохранением

Доля врачей, % 41,5 42,0 42,0 42,3 42,4 42,5
имеющих
квалификационную
категорию, из числа
работающих в
медицинских
организациях
субъекта Российской
Федерации

Доля средних % 35,7 35,8 35,8 35,9 36,0 36,0
медицинских
работников, имеющих
квалификационную
категорию, из числа
работающих в
медицинских
организациях
субъекта Российской
Федерации

врачи % 41,5 42,0 42,0 42,3 42,4 42,5

средние медицинские % 35,7 35,8 35,8 35,9 36,0 36,0
работники

Доля % - - - -
аккредитованных
специалистов: в том
числе

Доля % - - - - 6,7 7,0
аккредитованных
врачей из общего
числа врачей

Доля % - - - - 7,7 9,7
аккредитованных
средних
медработников из
числа среднего
медицинского
персонала


--------------------------------
<*> Под "Эффективным контрактом" для целей Программы понимать трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, показатели и критерии оценки труда (эффективности деятельности), условия оплаты труда в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.
<**> На усмотрение субъекта Российской Федерации.





Приложение № 2
к ведомственной целевой программе
"Повышение квалификации медицинских
кадров, устранение дефицита
медицинских кадров и социальная
поддержка медицинских работников
на 2013 - 2017 годы"

ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ОПИСАНИЕ
ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ


№ Наименование Стоимостное выражение мероприятия (приобретение продукции, Источник Исполнители Предполагаемые Ожидаемые
п/п мероприятий выполнение работы (услуги)) (тыс. руб.) финанси- участники результаты
программы по рования
достижению
целевых
показателей 2013 2014 2015 2016 2017 всего

Обеспеченность врачами

1. Целевая 2918,22 2387,24 2487,6 1862,07 2172,41 11827,545 Федераль- Министерство Подведомст- Увеличение
подготовка ный здравоохра- венные обеспеченности
врачей в высших бюджет нения учреждения врачами до 40
учебных Республики здравоохра- человек на 10
заведениях Алтай нения тыс. населения

Количество врачей, прошедших обучение по программам дополнительного медицинского и фармацевтического образования в
государственных образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе образования в
государственных образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе:

2. Подготовка 171,7 179,0 248,3 248,3 186,2 1033,5 Республи- Министерство Подведомст- Обучение 1130
врачей в канский здравоохра- венные врачей по
медицинских бюджет нения учреждения программам
высших учебных Республики здравоохра- дополнительного
заведениях на Алтай нения медицинского и
договорной фармацевти-
основе ческого
образования в
3. Подготовка 700,0 700,0 700,0 700,0 700,0 3500,0 Республи- Министерство Подведомст- государственных
средних канский здравоохра- венные образовательных
медработников в бюджет нения учреждения учреждениях
БОУ СПО РА Республики здравоохра- высшего и
"Медицинское Алтай нения дополнительного
училище" профессио-
нального
4. Последипломная 400,0 500,0 500,0 500,0 500,0 2400,0 Республи- Министерство Подведомст- образования
подготовка канский здравоохра- венные
врачей бюджет нения учреждения
Республики здравоохра-
1400,0 2034,5 2428,7 2643,5 1452,5 9959,2 Средства Алтай нения
ТФОМС

5. Подготовка 60,0 65,0 130,0 130,0 385,0 Республи- Министерство Подведомст- Повышение
врачей в канский здравоохра- венные квалификации
целевой бюджет нения учреждения врачей,
клинической Республики здравоохра- укомплекто-
ординатуре Алтай нения вание
квалифициро-
6. Подготовка 65,0 65,0 Республи- Министерство Подведомст- ванными кадрами
врачей в канский здравоохра- венные
целевой бюджет нения учреждения
аспирантуре Республики здравоохра-
Алтай нения

7. Последипломная 450,0 375,5 488,1 683,4 585,7 2582,7 Республи- Министерство Подведомст-
стажировка канский здравоохра- венные
врачей бюджет нения учреждения
Республики здравоохра-
Алтай нения

8. Повышение 900,0 800,0 800,0 800,0 800,0 4100,0 Республи- Министерство Подведомст- Повышение
квалификации канский здравоохра- венные квалификации
средних бюджет нения учреждения средних
медицинских Республики здравоохра- медработников
работников 1100,0 4820,7 3451,2 4514,0 3451,2 17337,1 Средства Алтай нения
ТФОМС

9. Количество 26000 - - - - 26000 Средства Министерство Подведомст- Укомплектование
врачей, ТФОМС здравоохра- венные врачебными
получивших нения учреждения кадрами.
единовременную Республики здравоохра- Увеличение
выплату в Алтай нения обеспеченности
размере 1 врачами до 40
миллиона человек на 10
рублей, тыс. населения
прибывших на
работу в
сельскую
местность



------------------------------------------------------------------